У 1970 році французький соціолог і філософ постмодерніст Жан Бодрійяр написав свою соціально-філософську працю "Суспільство споживання" актуальність якої не тільки не згасла, а знову набирає сили в даний час. По мнению Жана Бодрийяра культ тела занял место души, его [тело] нужно «найти», «открыть», «познать» и «спасти». Все эти действия ранее приписывались душе, теперь это предлагается в обществе делать со своим телом. Тело становится объектом современной мифологии и, в сущности, не является больше материальным. Но новый Бог более жестокий: если вы не осуществляете служение телу, если вы грешите невниманием к нему, вы будете наказаны. Вас накажет ваше собственное тело – инстанция зловредная, регрессивная, мстящая за себя, если вы не нежны с ней. Видно каким ужасным наказанием может быть неухоженной тело, и молитвы здесь не помогут.
Почему современная пропаганда (СМИ, медиа, реклама) кричит о спасении тел, а не душ?
В традиционном обществе, например, у крестьянина нет нарциссической привязанности к своему телу, нет зрелищного его восприятия, а есть инструментально-магическое видение, порожденное процессом труда и отношением к природе. Бодрийяр хотел показать, что современные структуры производства и потребления порождают у субъекта двойственную практику, связанную с разными (но глубоко взаимосвязанными) представлениями о своём теле: представлением о нём как Капитале и как Фетише (или объекте потребления).
Чтобы использовать тело ещё лучше необходимо повысить его «производительность». Прекрасным средством повышения эффективности тела является сексуальность и эротизм, в данном случаи функциональный эротизм. Когда эротическое соблазнение используется для …, например, для рекламы пельменей: «Возьми в рот, глотай не размышляй». Призывает рекламный плакат с красивым сексуальным женским ртом с пельменем. Или: «Насладись не по-детски» - с рекламы мороженного в виде женских ягодиц заливаемого шоколадом. Связанная с телом сексуальность вгоняется в заданные стандарты и тем самым коммерциализуется, становится элементом системы производства. Признаком этого является искусственная сексуализация предметов, которая повышает их функциональность в качестве предметов потребления.
Тело – предмет вложения инвестиций с целью получения определенных дивидендов. Живой Кен, тайский юноша, который сделал себе более 100 операций, чтобы обладать идеальным телом. «Я сам себе скульптор», говорит живой Кен. Теперь он снимается в журналах, участвует в ток-шоу в общем получает свои дивиденды.
Биохакинг – новый тренд, пришедший из Силиконовой долины. Биохакинг –жесткий контроль всего телесного. Желание достичь совершенства с помощью новых технологий является очередным нарциссическим безумием. Он отдаляет человека от реального удовольствия и полноценной жизни. Здесь функционирует конфликт между Идеальным Я, всемогущем и совершенным, и Реальным Я, ничтожным, слабым и неполноценным. Но чтобы не происходило с телом, внутри скрывается простой, несовершенный человек, ищущий любви, хотя бы через восхищение своим телом- манекеном.
Новые технологии позволяют человеку влиять на своё тело, изменять его. Но насколько это является правдой и не становимся ли мы фанатиками нового Бога – нашего Тела.